Денис Афонин: «Мы прибавляем по ходу сезона»

Интервью Дениса Афонина для «Быстрого центра».

Разыгрывающий «Донских казаков – ЮФУ» – о трудностях выбора, таганрогском интернационале, требованиях штаба сборной России и своем месте в мировом гандболе.

– Вы планировали отправиться в Европу. Почему в итоге остановили выбор на «Донских казаках – ЮФУ»?

– Все очень просто – в Таганроге предложили хорошие условия, а моя жена была беременна, и в связи с ковидными ограничениями я не мог быть уверен, что смогу легко перевезти к себе супругу и ребенка. К тому же сложно найти топовый клуб сильной лиги. Все хотят подписать гандболиста в статусе игрока сборной. А у меня тогда не было не то что матчей за национальную команду, а даже вызовов в нее.

Интересно, что с Сергеем Бебешко и Велимиром Петковичем я познакомился практически одновременно. Первый приехал в Таганрог, а второй пригласил меня в июльский кэмп сборной.

– Что общего у этих двух коучей? И в чем отличия?

– Трудно ответить – пока не так хорошо знаю Петковича в плане тренерской работы. Что касается Бебешко, то сразу видно, что это очень опытный наставник. У него есть четкие взгляды на гандбол, план работы, который он умеет довести до игроков. Ну и, конечно, он очень эмоциональный человек.

Сергей Васильевич не делает акцента на атаке или обороне, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Глядя на игру «Донских казаков», можно увидеть, что у нас совсем немного людей, которые выходят только в нападении или специализируются исключительно на защите.

– Получается, навыки защитника улучшились, раз Петкович вас заметил?

– Для Велимира важно, чтобы разыгрывающий умел обороняться вторым. В клубе же я делаю это на краю, а во втором тайме вообще меняюсь при переходе из атакующей фазы в оборонительную. Это происходит во многом из-за того, что у нас нет большого выбора гандболистов задней линии: то из-за травм теряем людей, то вследствие болезни. Вот и приходится меняться, чтобы сохранить кондиции.

– На летнем сборе удалось с пообщаться с Петковичем?

– Да, поговорил и с ним, и с Валентином Бузмаковым. Задавали довольно простые вопросы не только о гандболе, но и в целом о жизни. Конкретно в плане гандбольных пожеланий было сказано, чтобы я мог играть вторым защитником. Петкович отметил, что я ему нравлюсь как игрок, что будем держать связь и что всегда могу к нему обратиться за советом, если соберусь уезжать за границу.

– Как вам атмосфера в июльском кэмпе?

– Это был просмотровый сбор, на который вызвали, если не ошибаюсь, около тридцати человек. Петкович сразу сказал, что выберет из этого списка не больше пяти гандболистов, с которыми продолжит работу в дальнейшем уже в основном составе. Поэтому тактических наработок было мало – тренер просто оценивал, что люди умеют делать, подходят ли они для национальной команды.

– Старт «казаков» в сезоне можно назвать успешным?

– Состав сильно обновился, да и собрались мы только в июле. При этом приличную часть клубной предсезонки я пропустил из-за занятости в сборной России. Гастон Муриньо в это время выступал на Олимпиаде. Первые месяцы мы только притирались друг к другу. Несмотря на все сложности, начали прекрасно. Отобрали очко у ЦСКА, а никто из конкурентов, соседствующих с нами в таблице, этого не сделал. Правда, провалили матч с «Чеховскими медведями». Но в целом, считаю, очень хорошо начали. И здорово, что виден прогресс – мы прибавляем по ходу сезона.

– По сравнению с прошлым сезоном ваша результативность не упала. Бебешко дает не меньше простора для творчества, чем это было в Краснодаре?

– Неплохие показатели отчасти вызваны еще и тем, что я исполняю много семиметровых. Если бы к отметке выходили Виталий Мазуров или Максим Дроздов, на первых строках рейтинга снайперов наверняка были бы они. Но Сергей Васильевич действительно ни в чем меня не ущемляет.

– Для вас это неожиданность?

– Нет. Разговаривал с несколькими ребятами, уже работавшими с Бебешко до его прихода в «Донские казаки». И все говорили, что тренер ставит определенную модель игры, но никогда не выступает против проявления инициативы тем или иным гандболистом, если это приносит пользу команде. Впрочем, если ты что-то там изобразил и это пошло в ущерб результату, жди разговора с тренером.

– Большое количество иностранцев в составе придает особый колорит?

– Не думаю, что это некая фишка. Это вполне нормально. Да, в России иностранных гандболистов немного. Но в других чемпионатах, сопоставимых с Суперлигой по уровню, найдется море игроков, приехавших из-за рубежа.

Атмосфера также ничем не отличается: ты играешь в команде, и неважно, люди из каких стран тебя окружают. В Краснодаре была принципиально иная политика, направленная на то, чтобы детские тренеры выращивали спортсменов, которые затем попадали бы в СКИФ. В Таганроге такой сильной гандбольной школы нет – массово местную молодежь не привлечешь. Вот и приходится компенсировать приглашением игроков из других городов или из-за границы.

– Кто из легионеров лучше всех приспособился к российским реалиям?

– Думаю, Игорь Чуприна. Если говорить о людях из дальнего зарубежья, то Лидье Вергара Мартинес очень долго привыкал к российской еде. У Гастона Муриньо, насколько знаю, вообще нет никаких проблем – ни бытовых, ни социальных. Он хорошо владеет английским, поэтому ему намного проще. Дэйвидас Вирбаускас тоже прекрасно себя чувствует. Да и мы максимально помогали парням адаптироваться. Не было такого, что они сидели где-то в углу и никто с ними не разговаривал.

– После вызова на товарищеские матчи с белорусами наверняка задумываетесь о большем, чем просто статус кандидата в сборную.

– Для начала хочется закрепиться в команде. Пока ни о чем другом не думаю. Конечно, можно помечтать, например, о попадании на январский чемпионат Европы, но сперва надо в минских матчах показать, что я достоин туда поехать. Буду волноваться в любом случае. Весь вопрос в том, как скоро удастся справиться с переживаниями. Но вообще я быстро приспосабливаюсь в игровом плане. Сейчас в команде собраны весьма мастеровитые гандболисты. К тому же видел, по каким схемам они играют, что требует от них Велимир. Думаю, много времени для привыкания не понадобится.

– Сегодня Денис Афонин сильно отличается от себя самого полугодичной давности?

– Каких-то новых гандбольных навыков за это время не проявилось. Но выросло качество игры. В «Донских казаках» мне немного проще, чем в СКИФе, поскольку в Таганроге собрались более опытные гандболисты. С ними и договариваться легче, и демонстрировать комбинационный гандбол, который пытаемся проповедовать. В плане собственных ощущений, осознания места в спорте тоже ничего не изменилось. Где я и где мировой гандбол?..

Автор: Денис Козлов

Источник