Глеб Чернов: «Нас мало, но мы в тельняшках»

Новичок/старичок «Донских казаков – ЮФУ» ответил на несколько вопросов нашей пресс-службы.

– Глеб, расскажите, в двух словах как складывалась ваша карьера? Когда и где начали заниматься гандболом?

– Если коротко, то начал заниматься в Ростове-на-Дону, мне тогда было 12 лет. Первыми моими тренерами были Андрей Валерьевич Облогин и Наталья Владимировна Облогина. Далее я с родителями переехал в Чехов – по работе отца. Занимался два года там. Ну а дальше уже были взрослые команды – «Нева», «Факел», «Сунгуль», Уфа, «Динамо Астрахань», Босния, «Дворец» и вот теперь «Донские казаки – ЮФУ».

– Расскажите о вашем первом пришествии в таганрогский клуб, тогда в «Факел ТКЗ»?

– Впервые я связался с «Факелом» в 2012 году. В конце сезона 2011/12 я был заявлен и заигран в Суперлиге за санкт-петербургскую «Неву». В то время играл и тренировался с основой, за дубль уже практически не играл. Однако определённые обстоятельства вынудили меня расстаться с клубом – с апреля до июля я был без клуба. На тот момент мне было 18 лет. Потом я съездил на Универсиаду за Университет им. Лесгафта (там я продолжал учиться, хотя из «Невы» уже ушёл). В августе я позвонил своему первому тренеру Андрею Валерьевичу Облогину, спросил, что с командой «Факел». На тот момент они вылетели из Суперлиги, и не было понятно, будут ли они играть вообще. Но он ответил, что команда не будет расформирована, она будет играть в Высшей лиге. Я приехал в Ростов, Андрей Валерьевич уже связался с Владимиром Ярославовичем Симоном. Я просто пришёл на тренировку и уже на следующий день подписал контракт. Ну, а дальше мы выиграли Высшую лигу с большим запасом и вышли в Суперлигу.

– Подробнее про Боснию, пожалуйста. Как появился такой вариант? Не самый очевидный выбор.

– Вариант получился случайно и неожиданно. Ещё с февраля-марта сезона 2019/20 я искал варианты трудоустройства в Европе. Общался и с некоторыми российскими клубам, но всё-таки очень хотелось поиграть в Европе. Но пандемия весной 2020 года разрушила все мои планы. На тот момент были хорошие варианты. Мы («Акбузат») тогда приехали из Перми с финала 4-х Кубка России и сели на карантин. Я много общался с агентами, пока сидел дома. Но в такое время невозможно было ни улететь куда-то, ни документы оформить. Примерно в начале августа появился вариант с боснийским клубом «Слога». Сказали, что там нужен линейный. Это довольно известный клуб в Боснии, они даже какое-то время играли в СЕХА-лиге. Мне предложили неплохие условия, я согласился за 2-3 дня и уже в начале сентября туда уехал.

– Как вам жизнь в этой стране? Как вам боснийцы? Менталитет отличается от русского?

– В первую очередь стоит сказать, что мы жили не в самой Боснии и Герцеговине, а почти в Сербии. Город Добой находится в так называемой Республике Сербской – автономном образовании, которое к Боснии относится только номинально, и где большинство населения – православные сербы. И благодаря этому нам было намного легче – по менталитету мы очень похожи. С нами все здоровались, общались, спрашивали, очень хорошо относились. В плане быта и отношений с местными жителями всё было просто отлично, никаких проблем. Я прожил там почти год и могу сказать, что боснийцы от сербов отличаются, но лично я с ними практически не сталкивался.

– Освоили язык быстро? Похож на русский?

– Мне понадобилось 2-3 месяца для того, чтобы освоить необходимый минимум для общения в магазине, в ресторане, в команде на площадке. Язык похож на русский, но в этом и сложность, своего рода подковырка. Думаешь, что сейчас просто изменишь 2-3 буквы, и получится сербское слово, но нет, это не так уж просто. Иногда можно понять смысл в контексте, но ответить намного сложнее. Мы очень много общались, старались понять, часто обращались к переводчику. Вообще мы поехали в клуб с Артёмом Иуниным и вместе с ним жили, учили язык, между собой старились разговаривать по-сербски. Через 4-5 месяцев мы уже спокойно общались с сербами на их языке. Теперь я общаюсь с игроками и агентами из Сербии или Боснии не на английском, а на сербском.

– Что о местном чемпионате скажете? Уровень, стиль, почерк? Уже можешь сравнить с Суперлигой.

– Боснийский чемпионат по сравнению с российским более жёсткий, более грубый. Там, где у нас будет 9 метров или 7, в Боснии могут вообще ничего не дать. В этом главное отличие – реально рубятся, очень жёстко играют в защите, могут и поломать. Но это мне помогло – я там стал больше играть в защите. Первое время мне даже было сложно переучиться. У нас всегда говорили не бросаться на игрока, если видишь, что он не идёт на ворота. А тут, как только заходишь за 9-метровую линию, тебя сразу отоваривают со всех сторон, долбят, вяжут. Также нельзя не сказать, что в маленькой Боснии в чемпионате 16 команд, а у нас вот всего 12 в большой стране. 6-7 команд борются за медали. И вот как раз с нами «Слога» впервые за 8 или 9 лет попала на призовое место. Если бы не финансовые проблемы, мы бы могли побороться и за второе и даже за первое место. Также хочу сказать, что в чемпионате играет очень много молодых талантливых игроков, которые регулярно уезжают в Европу, в более сильные чемпионаты. Понятно, что русским в этом плане сложнее потому что паспорт не европейский. По силе могу сказать, что «Чеховские медведи» и ЦСКА, наверное, были бы сильнее всех в этом чемпионате, но лучшие клубы Боснии в чемпионате России тоже поборолись бы за тройку.

– Какие там болельщики? Много людей ходит на гандбол?

– Гандбол в Боснии очень любят, как и везде на Балканах. Люди следят, болеют, активно обсуждают. К сожалению, я там играл во время пандемии, и все матчи проводились без зрителей. А до пандемии там собирались полные залы. А что касается залов, то во многих городах большие арены, не какие-то ангары, как кто-то мог бы подумать.

– Почему не остались там подольше?

– Мне предлагали контракт с этой же командой на следующий сезон. Но всё упёрлось в то, что нам не платили долгое время зарплату. Перед отъездом в отпуск дали всего полторы зарплаты, но всё равно остались должны крупную сумму. В целом я был готов остаться, если бы они погасили долги, я был согласен на такое. Но до сих пор никто мне не заплатил. Я звонил, писал руководству, администраторам – никто не отвечал даже. Ну, и всё – кинули.

– Как появился вариант вернуться в Таганрог? Долго думали? Василий Филиппов рассказывал, что перехватил вас перед отъездом в Боснию.

– Я на тот момент уже предварительно договорился с клубом «Конюх», где сейчас играет Артём Иунин. Там вроде бы по деньгам всё нормально. Предложили на полтора сезона, но я пока был готов только до конца сезона. Но вот буквально за несколько часов до вылета в Белград мне позвонил Василий Викторович и сказал «Зачем тебе Босния? Приезжай домой!». В течение трёх часов составили контракт, я подумал около получаса и решил вернуться в родную для себя команду. Также я хотел бы ещё поиграть в чемпионате России, где я ещё многое не сказал.

– Что о команде скажете? Какие впечатления от работы с С. В. Бебешко? Понимаем, что опыт короткий, но всё же?

– Что касается команды, то команда у нас просто огонь! Я приехал в начале января. С кем-то был знаком, с кем-то – нет, но меня отлично приняли все. Ребята все умелые, серьёзные – настоящие профессионалы, которые знают своё дело. Сергей Васильевич Бебешко – это топ-тренер европейского и мирового уровня. По себе могу сказать, что он за полторы-две недели поднял мне физическое состояние с 0 до 70 процентов. Я до этого примерно полгода не занимался гандболом серьёзно. Было тяжко, но потом почувствовал в себе силу, почувствовал в себе мощь. Плюс я постарался впитать, почерпнул много идей, взглядов, знаний о гандболе, т.е. я развился ещё и ментально, не только физически. Но так сложилось, что он уехал, уехали ещё несколько человек из команды. Тем не менее, задачи не изменились. И тут каждый игрок должен понимать, что играет не только за команду, но и за себя. Любой игрок показывает себя и в случае неудачи подставляет не только команду и партнёров, но и себя, своё будущее. Я уверен, что оставшиеся игроки и те, кто пришёл, это прекрасно понимают. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. В данный момент мы все солдаты «Донских казаков» и намерены показать максимум своих возможностей. А там уже как будет, так будет. Я думаю, при максимально отдаче, результат будет положительный.

– Игра в Астрахани стала для вас лучшей – 7/7 (кубковую игру против «Сунгуля» за «Дворец» в расчёт не берём). За счёт чего удалось победить даже в усечённом составе? На бумаге расклады были совсем другие.

– Нет, моя лучшая игра ещё будет следующая. И так каждый раз – следующая игра будет лучше предыдущей. А победить удалось, честно сказать, за счёт настроя, характера. Мы понимали, что нас мало, но мы, как говорится, в тельняшках. Отступать нам некуда. Мы играли в свой гандбол, мы пытались навязать свою игру. Василий Викторович перед игрой сказал, как действовать, мы так и пытались. Отчасти у нас это и получилось. И это вылилось в положительный результат. Я уверен, что с таким подходом у нас и дальше будут успехи.

– С сентября по декабрь вы не играли на серьёзном уровне. Как поддерживали форму?

– Даже больше. Считай, с июня по декабрь я не играл в профессиональный гандбол. Только был заявлен за «Дворец» в любительской лиге и Кубке России. Ещё спасибо парням из команды «Викинги», они меня заявили в первую лигу Санкт-Петербурга, где я тоже играл. Я с ними тренировался и провёл 3 или 4 матча. Вот так вот я и поддерживал форму – с двумя любительскими командами. Я знал, что рано или поздно я найду себе команду.

Фото: ГК «Донские казаки – ЮФУ», Pro-Sport Astrakhan и из архива Глеба Чернова.