Александр Черноиванов: «Таганрог – ЮФУ» – это полет»

Редакция газеты «Таганрогская правда» и гандбольный клуб «Таганрог – ЮФУ» продолжают совместный проект – «Таганрогский гандбол в лицах». Наш сегодняшний герой – Александр Черноиванов – капитан команды, самый опытный и титулованный игрок таганрогского клуба и едва ли не всей российской Суперлиги. Родился 13 февраля 1979 года в Краснодаре. Мастер спорта международного класса. Призер двух Чемпионатов мира среди студентов, Чемпионата Европы по пляжному гандболу, обладатель Кубка обладателей кубков Европейских стран, одиннадцатикратный Чемпион России и пр.

– Когда в самом начале сезона в Таганрог приезжали «Чеховские медведи», – вид на площадке был, как в сказке. Точнее, – в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»: «И тридцать витязей прекрасных… И с ними дядька их морской». Витязей в красно-белой форме было, правда, меньше. Вы, Александр, их воевода, стояли, как утес, а вокруг вас плескалось море. Фиолетовое. Потом, правда, начался прилив, и все пропало. Но как считаете: можете ли вы усмирить, одолеть «море»? Реально ли это?

– Вы – про «Чеховских медведей»? Можно победить любую команду. Но «Чеховские медведи» уже много лет являются лучшим клубом страны. У них – много игровой практики: международные турниры и Лига чемпионов. Они играют на уровне, который значительно выше чемпионата России. Однако можно найти ключи, навязывать им свою игру, как у нас получалось почти всю встречу с ними здесь, в Таганроге, а потом в первом тайме там, на их площадке.

– Что-то лучший клуб нашей страны не особенно блещет на международной арене. В 1970-80-е советский гандбол в мире лидировал. Как вы считаете: почему весь отечественный гандбол оказался в пропасти?

– В СССР была разработана система. Проводились научные исследования. Велась программа подготовки команд, спортсменов. Благодаря этому советский гандбол поднялся на невообразимую высоту: с нами соперничала только сборная Швеции. Но в какой-то момент мы остановились. А сборные Германии, Франции, стран Скандинавии взяли нашу систему подготовки, и начали её использовать. В этих странах гандбол получил огромное развитие, государственную поддержку и стал спортом номер два по популярности – после футбола. Там образовалось очень много школ, где, проходя все ступени обучения, игроки уже в 19-21 год играют на уровне главной сборной страны. Мой друг, Михаил Чипурин, игравший во Франции, рассказывал, что там на детский турнир приехало триста команд. У нас вы такое можете представить? И теперь, к сожалению, российский гандбол – в роли догоняющих. Тому – много причин. Мы отказались от поддержки университетов: сборная – сама по себе, наука – сама по себе. У нас нет масштабного детского спорта. Наша команда недавно была на сборах в Краснодаре. Я встречался со своим первым тренером, Юрием Григорьевичем Зайцевым; он рассказывал, что сегодня тренеры ездят по городам и весям, собирают хоть как-то одаренных ребят в команду, пытаются из них что-то сделать. Раньше в сборной Союза было 4-5 человек на одно место: жуткая конкуренция, все старались расти. Теперь в нашей сборной – три человека на два места…

В СССР было совсем другое отношение к спорту. У меня жена играла в гандбол: им его преподавали на уроках физкультуры в обычной школе. Любовь к спорту прививали с детских лет. Когда ребята приходили в секцию гандбола, – они уже имели представление об этом виде спорта, да и о спорте вообще. А сейчас приходят, не зная элементарного. Тренер дает команду: «Легко бегом», а детей это вводит в ступор.

– Плаванием, гимнастикой дети занимаются едва ли не с пеленок. А в каком возрасте ребят берут в гандбол? И когда вы сами начали заниматься им?

– В гандбольные секции принимают с 9 до 11 лет. Поздно. Есть экспериментальные программы в том же Чехове, где с детьми занимаются с более раннего возраста. Но для меня и 11 лет – рано. Я пришел вообще в 18.

– Как это? Можно об этом подробнее?

– Да, я узнал, что такое гандбол, в 18 лет. До этого к нам в школу приходил тренер, и мы занимались легкой атлетикой. Участвовал в соревнованиях: бег с барьерами. Даже какая-то грамота есть. Потом, когда учился в колледже, преподаватель физкультуры предложила мне поступить в институт физкультуры, – там я и познакомился с гандболом.

– А ваши дети спортом занимаются?

– У меня – две дочери. Младшая, Алина, занимается народными танцами. А старшая, Полина, которой 14 лет, раньше тоже танцевала, но потом, наверное, гены взяли свое, и она начала заниматься волейболом. Уже бронзовый призер Московской области.

– Воспоминаниями об Олимпиаде-2008 в Пекине поделитесь?

– Очень много чего запомнилось. Это, наверное, мечта каждого спортсмена – попасть на Олимпийские игры. Это – не чемпионат мира: он тоже ценится, но там – узкая гандбольная семья. А тут всё – планетарного масштаба: много спортсменов, много общения, эмоции на площадке – совсем другие. На Олимпиаде – как на другой планете. И сам Китай тоже – как другая планета: совсем другая культура, китайцы – приветливые, открытые.

– А как вам и вашей семье Таганрог?

– Мне очень нравится в Таганроге. Тихий, спокойный город со своим неповторимым колоритом, великолепной историей и потрясающей архитектурой.

Здесь мы по-хорошему остановились в жизненном плане. Ходим всей семьей гулять в наш любимый Приморский парк. Смотрим на залив. Радуемся неторопливости и мелочам, которых раньше не замечали. Мы очень любим проводить время вместе.

В Таганроге поначалу было тяжело освоиться. Я постоянно спешил. Еду по городу: люди не торопятся, я по привычке обгоняю. Потом думаю: мне до работы ехать семь минут. В Москву-то я ездил полтора-два часа. Куда я спешу? Так мы потихоньку остановились, вздохнули и начали оглядываться по сторонам и замечать, что мир прекрасен.

– Охарактеризуйте, пожалуйста, четыре команды, в которых играли: «СКИФ-Кубань», «Чеховских медведей», «Спартак» и «Таганрог – ЮФУ». Коротко. А потом – совсем коротко – одним словом.

– Про СКИФ не могу сказать: сейчас там – совсем другое поколение. «Чеховские медведи» – это команда, основанная на выполнении установок тренера. Там я вырос как игрок. Осознал, какую важную роль в моей жизни играет гандбол. Научился слушать и понимать игру. Одним словом – дисциплина. В «Спартаке» собрались уже состоявшиеся игроки – кто-то перешел из «Чеховских медведей», кто-то вернулся из-за границы. Они пришли не просто поиграть, а для конкретной цели – стать чемпионами России. Если одним словом описать, – амбиции. А «Таганрог – ЮФУ»? Тут – сложнее. Каждая команда уникальна. У каждой – свое лицо, свой рисунок, свой неповторимый стиль. Очень важно понять, чем она живет. «Таганрог – ЮФУ»… Мне очень сложно объяснить. Это что-то изнутри. Душа, в которой – неунывающий позитив. Если одним словом, – полет. Полет фантазии, души, вдохновения.

– Удивительное дело. Гандбол получил развитие и в городе Чехов, и на родине Антона Павловича. И две команды раскрывают разные стороны личности этого гения. Ему была присуща европейская дисциплина и самодисциплина, иначе он просто не смог бы ни работать врачом, ни успеть свершить столь много в столь короткий жизненный срок. Но главное – то, что ему был присущ полет. Раньше вы жили в городе Чехове. Теперь – в Таганроге. Вас не утомило почитание Чехова?

– Нисколько. Наоборот, мне интересно узнавать о нем новое для себя. Поселок Лопасня, позднее превратившийся в город и переименованный в честь писателя, был обязан ему многим, например, вокзалом, почтой. Кстати, там есть Музей писем Чехова. На гербе города – чеховская чайка. Во многом благодаря имени Чехова там уже в наше время появился городской театр. В десяти километрах от города – усадьба, где жил Чехов, Мелихово; мы, конечно, и там были. В Таганроге почитание Чехова еще более развито, и это правильно: он здесь родился и вырос.

– Александр! А как вы относитесь к вашему главному тренеру, к Виталию Павловичу Крохину?

– С огромным уважением. Максимов, Трефилов, Крохин – это люди одного поколения. Люди из одной плеяды. Люди с именами. Когда мы были на сборах в Краснодаре, к Виталию Павловичу приходили очень многие его воспитанники, которые уже сами – опытные тренеры. Благодарили за все, спрашивали совета. Я понимаю, что тренер – это тяжелый труд.

– Вы всегда это осознавали?

– Конечно же нет. Только теперь, с высоты своего опыта, я понимаю, что быть тренером – это особая миссия: он должен быть и наставником, и другом одновременно.

– Какую музыку слушаете? На каком из музыкальных инструментов играете?

– Я не скажу, что я играю. Иногда беру в руки гитару. Поем с детьми – что-то веселое, душевное. Люблю разную музыку. Не представляю без нее свою жизнь. Именно я инициатор музыкального сопровождения наших тренировок.

– А книги у вас вызывают интерес и какие-нибудь чувства?

– Конечно! С детства запомнились «Тайна двух океанов», «Земля Санникова» и «Плутония». Наверное, это и определило мой выбор книг на будущее. Это – научная фантастика, приключения и фэнтези.

– Чехова не читаете?

– Читаю. С детьми. У них – расширенная программа. С ними читаю произведения, которые до этого сам не читал.

– Ваше жизненное кредо?

– Не сдаваться!

– Ваши планы?

– Играть, наверное, уже хватит. Супруга мне с 35-ти лет говорит об этом. А научить молодых ребят мне есть чему. Я уже давно окончил тренерский факультет института физкультуры, но этого для работы тренером теперь недостаточно. Так что прошел специальные курсы, получил тренерскую лицензию.

– Первый тайм вы уже отыграли. Что сумели понять?

– Успел понять, что очень многое еще не понял. В молодости, пока не прошел юношеский максимализм, ты уверен в своей правоте. А потом начинаешь осознавать, что тебе еще многому предстоит научиться. И ты уже не сопротивляешься, не говоришь: «Нет! Я и так все знаю!» Потому что по большому счету ты не знаешь ничего. Я готов учиться и делиться своим опытом!

Беседу вел Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Фото ГК «Таганрог – ЮФУ» и их архива Александра Черноиванова